О себе

Эссе
«Мои профессиональные ценности»

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель а, ссылаясь на то, что я работаю учителем уже 25 лет, поразмышляю о людях данной профессии вообще. Когда я была ребёнком, то в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, принимающего тебя таким, какой ты есть. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.
Что же сейчас, спустя почти двадцать пять лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно – почти ничего: любовь, доброта, искренность –это то, что нужно и современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Казалось бы – дома, в семье. Но практика показывает, что растет количество неблагополучных семей, причем несколько в материальном отношении, сколько в плане равнодушия к своим собственным детям. И если еще и учитель не даст хоть толику душевного тепла,  то, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Равнодушие, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
Образ учителя у современного ученика формируется сегодня, а ведь  Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Какие же качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени? А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?

Мои профессиональные ценности.
Прежде всего, учитель любит детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Учитель - профессионал не ходит на работу, отбывая учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. На всю жизнь запомнила один из уроков в 7 классе. Тема урока «Россия в период Смутного времени». Эмоционально рассказываю об этом страшном этапе нашей истории, звенит звонок, в классе тишина и через некоторое время звучит вопрос: «А что же дальше? Как же Россия без царя и армии?» До сих пор считаю этот вопрос самым удачным в моей учительской деятельности: неравнодушие детей к истории своей Родины…
 Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения в ребенке, которые он видит, удивляется и радуется этим изменениям.
Настоящий учитель обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав, порицая ученика?» И если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают».
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. Трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.
 Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив повседневной жизни  за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий